Но как бы трудно ни было, после Победы в 1945 году шло дальнейшее развитие предприятий, организаций и в нашем городе. Вагоностроительньй завод им. газеты «Правда» перешёл на выпуск мирной продукции: в 1945 году было сделано 163 платформы, отремонтировано 272 вагона и т.д. В августе 1946 года была сделана 1000-я платформа. В этом же году началась реконструкция завода. За несколько лет построено ещё несколько новых зданий основных цехов – ПТЦ, ВСЦ, ДОЦ... Завод приступил к освоению выпуска 4-осных крытых вагонов грузоподъёмностью 50 тонн – и в 1949 году из его цехов вышли 2956 таких вагонов. Это 41 эшелон по 50 вагонов каждый.
В конце сентября – начале октября 1946 года, после капитуляции империалистической Японии, в Чесноковку прибыли 600 пленных японце (лагерь для них был сделан в районе нынешней спортплощадки школы № 17). Больше года под усиленной охраной они копали траншеи для водопровода на улицах Барнаульской и Партизанской, делали фундаменты для домов, строили здания на территории АВЗ и бараки. За полтора года умерло около 50 военнопленных, которые были похоронены на небольшом кладбище в конце ул. Бийская (на Почтовом). В 1947 году последние пленные были освобождены и вернулись в Японию.
В это же время стал заметно преображаться центр города: бригады из УВСР-381 (нынешнее СУ-10) вели строительство разноэтажных кирпичных домов на улицах им. Сталина и Партизанская, магазинов, объектов соцкультбыта. Силами вагоностроителей южнее центральной проходной АВЗ был построен и летом 1948 года принят в эксплуатацию большой стадион (нынешний «Восход»). Часть центральных улиц была вымощена камнем. Электричество проведено почти во все дома частного сектора. А 25 января 1946 года вышел 1-й номер городской газеты «Алтайский рабочий» (нынешний «Наш Новоалтайск»). Первым редактором был назначен П. И. Молоков.
Со 2 августа 1946 года (и до конца сентября 1947 года) председателем Чесноковского горисполкома работал А. Ф. Греков. В ходе продолжавшегося строительства железной дороги Барнаул-Сталинск (на Кузбасс) на ст. Алтайская в январе 1948 года открылось паровозное депо участка временной эксплуатации. На следующее лето на станции начались работы по строительству парка «Б». Через р. Чесноковку был сделан второй ж.д. мост, и т.д. Строилось жильё для железнодорожников и для строителей на Новостройке.
Но все эти работы велись по различным планам. А нужен был общий, грамотно разработанный план социально-экономического развития нашего молодого города, со строительством в нём новых предприятий и организаций, школ и детских садов и многих других жизненно важных объектов. Решение этих проблем в значительной мере зависело от городских властей.
* * *
Первая городская партийная отчётно-выборная конференция состоялась 22-23 февраля 1947 года. Первым секретарём ГК ВКП(б), как уже было сказано ранее , был избран Д. К. Головко. Вторым секретарём избрали Г. И. Паньшина, третьим – М. Т. Приходько. Но через полгода Д. К. Головко был отозван в распоряжение отдела кадров крайкома партии. И первым секретарём ГК ВКП(б) был избран Ф. С. Михайлов.
В этом же 1947 году 21 декабря состоялись ВЫБОРЫ в Чесноковский городской Совет депутатов трудящихся 1-го созыва. В дальнейшем выборы проводились каждые два года.
На пятом пленуме Чесноковского ГК ВКП(б) 17 января 1948 года был рассмотрен скандальный вопрос: постановление бюро Алтайского крайкома партии (от 14.01. 1948 г.) «О проведении денежной реформы и отмены карточек на продовольственные и промышленные товары работниками города Чесноковки». Суть этого скандала в том, как было сказано в постановлении, что партийные руководители Ф. С. Михайлов и М. Т. Приходько допустили нарушения – вложили свои личные деньги на сберкнижки 15 декабря 1947 года., став, таким образом, пособниками в преступлении, совершенном работниками Чесноковского ГорФО и Сберкассы в нарушение постановления ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР.
Сегодня подобный факт вряд ли привлёк бы к себе чьё-либо внимание. Но тогда, 60 лет назад, делу был дан немедленный ход: бюро крайкома партии освободило Ф. С. Михайлова и М. Т. Приходько от занимаемых должностей, с занесением строгого выговора в учётные карточки. А пленум горкома партии вывел их из состава бюро ГК ВКП(б).
Вот так строго спрашивали в сталинские времена с руководителей городов и районов, допустивших хотя бы малейшее нарушение партдисциплины и советского законодательства.
* * *
Вторая городская партийная отчётно-выборная конференция состоялась 21-22 февраля 1948 года. Что интересно, на ней выступили аж 23 делегата. Они говорили, что наш город развивается медленно и плохо благоустраивается. А самое главное – у нас слишком часто меняются руководящие кадры, что пагубно сказывается на решении неотложных жизненно важных городских проблем. Как результат, было избрано новое партийное руководство: первым секретарём стал Г. А. Алексеев, вторым – И.Ф. Василенко, третьим – Г. А. Чигринец. Председателем Чесноковского горисполкома избрали Д. Г. Меньшикова. Секретарём ГК ВЛКСМ стал В. И. Нартов.
Да, руководство города обновилось. Но продвижение вперёд по всем этапам жизни и деятельности города и горожан по-прежнему шло медленно. На предприятиях и в организациях постоянно не хватало квалифицированных кадров. Не случайно уже вскоре, 19 января 1949 года, на шестом пленуме ГК ВКП(б) на повестку дня был вынесен именно этот вопрос: «О подборе, расстановке и воспитании кадров». Но заметных изменений не последовало и на этот раз, а также и после третьей городской партконференции (26-27 февраля 1949 года), на которой выступило 27 делегатов. Жизнь требовала новых подходов к решению проблем...
Впрочем, в эти дни в нашем городе случилось не совсем обычное: председателем Чесноковского горисполкома избрали... женщину! Эту должность доверили Марии Григорьевне Ждановой (с 16 августа 1949 по октябрь 1955 г.г.). Первым секретарём горкома комсомола избрали Н. И. Романова.
Год 1949-й в Чесноковке проходил под лозунгом «развитие и благоустройство промышленных предприятий и в целом всего города». Особое внимание партийного руководства уделялось росту производственных мощностей АВЗ – главного предприятия нашего города. Как результат – отставание по выпуску вагонов, появившееся в 1948 году, в 1949 году удалось преодолеть.
|