Вторая половина 1970-х годов была знаменательна прежде всего тем, что в нашем городе началось строительство двух крупных новых предприятий: НКРЗ (Новоалтайский картонно-рубероидный завод – на польском оборудовании) и ЗПД (завод полносборного домостроения – на шведском оборудовании). Для Алтая эти предприятия были в то время очень необходимы, так как в крае (в том числе и в Новоалтайске) строилось много нового жилья, да и для ремонта старого нужно было много кровельных материалов.
На АВЗ в 1973 году была принята в эксплуатацию 2-этажная центральная заводская столовая на 200 посадочных мест. А в следующем году за высокие трудовые показатели орденами и медалями СССР было награждено 38 вагоностроителей.
С 1975 года, с приходом в горисполком И.С. Брунича, начался новый этап развития нашего города. Свою работу в исполкоме он начал вместе со специалистами с разработки комплексного плана социального развития Новоалтайска на длительную перспективу, в котором планировалось чётко расписать, где и что будет строиться: жильё, коммуникации, водопровод, дороги, мосты и тротуары, появятся зелёные аллеи и т.д. О том времени он вспоминает так:
— Главное в нашей работе было – выстроить современный, автономный от Барнаула город, с высокой культурой быта, с развитой инфраструктурой. Но в нашем городе ничего бы не было, не будь здесь настоящих энтузиастов, влюблённых в наш город. Так, благодаря настойчивости и воле Г. А. Трапезниковой, построены многие магазины, и прежде всего на окраинах. Или если бы Л .Я. Литвиненко со своими врачами и медсёстрами не сделали бы собственными руками фундамент хирургического корпуса, его не было бы до сих пор. А Мария Игнатьевна Белоусова? Нам надо молиться на неё. Эта женщина всю жизнь проработала на грядках, а мыслить умела по-государственному, получше некоторых наших академиков. То же самое следует сказать и о Н.П. Лапшовой, о многих других наших энтузиастах.
В эти годы в Новоалтайске активно разрабатывались мероприятия, обеспечивающие значительное улучшение состояния государственного и частного жилого фондов, учреждений и магазинов, школ и больниц. Благоустраивались территории, приусадебные участки и скверы. Решались вопросы обеспечения микрорайонов водой, электроэнергией, телефонной связью, радио и т.д.
Для выполнения намеченного были созданы соответствующие комиссии. В них входили депутаты и председатели уличных комитетов, участковая и санитарная службы, ветераны-общественники и педагоги – в общем, все те, кто непосредственно был связан с развитием и благоустройством города.
В 1976 году в Новоалтайске произошла частичная смена руководящих кадров. Вторым секретарём ГК КПСС был избран Ю.И. Жильцов. А на АВЗ директором был назначен Е.А. Дубовцев. Тогда же в цехах завода было сделано 25 цельнометаллических вагонов новой модели грузоподъёмностью в 63 тонны. А всего за год было построено 11308 (!) грузовых магистральных вагонов (в основном в деревянном исполнении).
Стоит напомнить и тот факт, что в феврале-марте 1976 года в Москве состоялся XXV съезд КПСС. Делегатами на нём были от Новоалтайска и Первомайского района первый секретарь горрайкома партии А.М. Крюков и машинист локомотивного депо Алтайская А.К. Санкин.
Во второй половине 1970-х годов на АВЗ делали вагоны не только для нашей страны, но и на экспорт. Так, в 1977 году для Монголии была отправлена партия вагонов с металлической торцевой стеной.
В том же году на предприятии торжественно был открыт музей Трудовой славы АВЗ. А педагогам города А.Г. Мельникову и П.Я. Душкину присвоили звание «Отличник народного просвещения».
В 1978 году на АВЗ был изготовлен опытный образец цельнометаллического вагона для Кубы. А всего их было сделано за год и отправлено 50 штук. Кроме того, в ноябре наши вагоностроители сделали первый 2-ярусный вагон для перевозки скота. Таким образом, как видим, продукция Новоалтайска становилась всё более известной не только в нашей стране, но и за рубежом.
Тогда же, в 1978 году, на строившихся новых заводах начался монтаж оборудования: на ЗПД с помощью шведских специалистов устанавливали оборудование для изготовления стеновых панелей, а на КРЗ с участием польских специалистов монтировали картоноделательную машину и системы, необходимые для её эксплуатации.
Продолжались и работы по благоустройству города. Привычными пейзажами стали строительные площадки с башенными кранами и глуховатым стуком сваебойных агрегатов. Сразу в двух новых микрорайонах – седьмом и восьмом – началось строительство жилья и объектов социально-культурного назначения. И теперь здесь стоят 5- и 9-этажные дома, сады, детские магазины и многое другое.
Следующий год – 1979-й – запомнился прежде всего тем, что на улице Октябрьской был построен первый в городе 9-этажный панельный дом (№ 33) для вагоностроителей. А учителю русского языка и литературы школы №17 А.С. Толстобровой было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».
|