Алтайский вагоностроительный завод в те годы продолжал наращивать мощности по выпуску цельнометаллических крытых грузовых вагонов. И вполне закономерно, что в 1985 году директору этого предприятия Евгению Александровичу Дубовцеву было присвоено почётное звание «Заслуженный машиностроитель РСФСР».
Для дальнейшего роста на АВЗ производственных мощностей приходилось постоянно вести реконструкцию поточных линий, строить новые цеха и участки. В конце 80-х годов на заводе появился ещё один вагоносборочный цех.
В тот период завод заключил договор с КНР на изготовление для дружественной нам республики 300 ЦМВ (цельнометаллических вагонов). На выполнение этого важного заказа были привлечены самые опытные специалисты и рабочие. И оно было выполнено в срок.
В эти же годы на вагонзаводе заметно расширилась служба ширпотреба: почти все её участки были собраны под одну крышу большого цеха товаров народного потребления (ЦТНП), который стал выпускать мебельные стенки, тумбочки и другую продукцию, необходимую для населения и производственных отделов предприятий. Расширилось и подсобное хозяйство – заметно увеличилось поголовье свиней и птицы.
В это же время заметно улучшил свою работу коллектив НЗЖБИ. Плиты, сваи, фермы, балки и другие железобетонные изделия на складе готовой продукции не залеживались. Улучшалось их качество. В частности, государственная аттестационная комиссия присвоила ригелям ИИ-04-03 1-ю категорию качества. В этом немалая заслуга главного инженера завода С.А. Леськова – заслуженного строителя РСФСР, награждённого малой золотой медалью ВДНХ. Десятки рабочих и специалистов предприятия были награждены орденами и медалями, а экскаваторщик С.Л. Громов, простой рабочий – даже тремя орденами: Знак Почёта, Трудовой Славы III степени и Трудовой Славы II степени. К сказанному стоит добавить: в декабре 1988 года работники НЗЖБИ первыми в нашем городе перешли на АРЕНДУ.
В 1989 году произошли изменения в руководстве города: в декабре председатель горисполкома Е.М. Кулибаба перешёл на работу в аппарат крайисполкома. Председателем горисполкома был назначен Александр Николаевич ЯНИН.
70-е годы XX века были более благоприятными в развитии нашего города. Но дорог с твёрдым покрытием было ещё мало. Требовали замены деревянные мосты в Белоярске. Проблемой были железнодорожные переезды в черте города, где надолго застревали в пробках десятки автомашины. Требовалось как можно быстрее решить вопрос по централизованному теплоснабжению жилых микрорайонов, увеличению мощностей котельных, прокладке единой городской канализации, и т.п.
Имевшиеся проблемы приходилось решать не только городским властям, но и на краевом и министерских уровнях. Перспективы строительства ряда конкретных объектов были отражены в соответствующих постановлениях бюро крайкома партии и в решениях крайисполкома. Наконец, после длительной подготовки проекта крайисполком принял решение «О развитии города Новоалтайска».
Всячески поощрялось строительство хозспособом. На округах велась большая работа по активизации жителей – капитально ремонтировать свои дома или строить новые, благоустраивать приусадебные участки.
За короткое время в Новоалтайске появились новые дороги с твёрдым покрытием – на улицах Прудская – с выходом на Новосибирскую трассу, на улице Анатолия – с выходом в промузел; забетонированы и частично заасфальтированы дороги в Белоярске, Чесноковке, Бажово. Построены новые мосты через Малую и Большую Черемшанки в Белоярске, а также через Чесноковку – между улицами Анатолия и Октябрёнок. Появился путепровод на бийском направлении – вместо бывшего ж.д. переезда (при въезде в город со стороны Барнаула).
Также в городе был проложен канализационный коллектор. Наращивали мощности городские очистные сооружения, котельные на железнодорожном узле и на АВЗ. Полностью решены – с перспективой на 30-40 лет – вопросы энергоснабжения Новоалтайска, что дало возможность спроектировать новые жилые микрорайоны и усиленно строить жильё, школы и детсады.
К концу 1980-х годов в городе появилось немало новых красивых объектов соцкультбыта и торговли. Ежегодно сдавалось в эксплуатацию до 38-40 тысяч кв. метров жилья. Практически полностью решился вопрос по обеспечению местами для малышей в детских садах, и т.д.
В решении всех этих нужных и важных проблем – большая заслуга руководства города тех лет, прежде всего – И.С. Брунича и Е.М. Кулибабы. И вполне закономерно, что им обоим в 2007 году было присвоено звание «Почётный гражданин города Новоалтайска».
|