Тысяча девятьсот девяностый год начался для нашей страны с того, что в феврале-марте прошёл XXVIII съезд КПСС – последний в её истории. От парторганизации Новоалтайска в его работе принял участие Николай Викторович РЫЖЛК.
Произошли заметные события и в нашем городе. После ухода на заслуженный отдых И.С. Брунича, первым секретарём ГК КПСС был избран В.Я. Поздняков, вторым – В.В. Конихин, третьим – Н.Г. Ломова. За год сменилось три председателя горисполкома: до 15 марта – А. Т. Бабурин, до октября – Ю.К. Валиков, до августа 1991 года – Е.А. Дубовцев. И далее главой администрации Новоалтайска был избран Александр Николаевич ЯНИН.
Осенью 1992 года страна Советов развалилась на части. Первым президентом Российской Федерации стал Б.Н. Ельцин. В Беловежской пуще президенты России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о независимости бывших республик нашей страны. Жители Новоалтайска, как и весь народ России, надеялись на перемены к лучшему. Но этого, к сожалению, не произошло: в экономике страны, как и на предприятиях нашего города, начался резкий спад производственной деятельности. Начался период борьбы за выживание.
И вот в это зыбкое время наш город отметил своё 50-летие. Ряды Почётных граждан Новоалтайска пополнили ещё пять таких уважаемых тружеников, как И.К. Гусельников –начальник Алтайской дистанции пути, Т.Я. Завадская – главный инженер горэлектросети, главный инженер В.Т. Замуруев и инспектор по кадрам РЗЦ п/о «Алтайвагон» Н.А. Лапшова, а также пенсионер, каменщик СУ-10 С.Н. Сильнова. Затем этот список пополнили гл. врач горбольницы Л.Я. Литвиненко, врач Т.В. Мамочкина и Герой Социалистического труда, знатный овощевод М.И. Белоусова. В последние годы этого почётного звания было удостоено ещё несколько новоалтайцев.
Среди промышленных предприятий города появились акционерные общества: ОАО «Алтайвагон», АО «Алтайкровля» и АО «НЗЖБИ». Продукция завода полносборных домов почему-то оказалась невостребованной – и ЗПД тихо «угас». В ОАО «Алтайвагон» не стало заказов от МПС – и вагоностроители в значительной мере занялись ремонтом действующего подвижного состава. На предприятиях началось сокращение кадров. Как результат, в городе стало заметно увеличиваться количество безработных, а затем – и бомжей.
В марте 1996 года состоялись первые выборы Главы города Новоалтайска. Большинством голосов Главой стал Александр Николаевич ЯНИН.
Чем был известен в то время наш город? Стабильно работали ОАО «Алтайкровля» во главе с генеральным директором Н.В. Рыжаком – заслуженным строителем РФ, и одно из старейших предприятий нашего города (с 1940 года) – Новоалтайская типография.
В середине 90-х годов была попытка приватизировать Новоалтайский гормол-завод. Но благодаря усилиям Главы города А.Н. Янина и директора ГМЗ, заслуженного работника пищевой и перерабатывающей промышленности Л.Я. Черниковой предприятие сохранилось и ещё много лет обеспечивало горожан разнообразной недорогой молочной продукцией.
Заметный вклад в строительство жилья и промышленных объектов города и края продолжал вносить коллектив НЗЖБИ имени Иванова Г.С. Мне довелось здесь работать, многих хорошо знаю. И о некоторых хочется сказать доброе слово.
Это такие уважаемые труженики, как А.П. Иус – был начальником цеха линейных элементов; А.И. Фотина – инженер по охране труда, затем – председатель профкома завода; С.А. Леськов – начальник ОТК завода, затем – гл. инженер, А.Н. Коботов – председатель профкома НЗЖБИ, затем - секретарь партбюро завода, и многие другие.
Особенно стоит рассказать о трудовой династии Самыловых, общий стаж работы которых на НЗЖБИ – почти 75 лет. Основатель этой династии Фёдор Владимирович пришёл сюда почти с самого начала образования предприятия – с 1961 года, и проработал слесарем в механическом цехе 14 лет. Его сын Борис Фёдорович устроился на завод бетонщиком в 1963 году. Позднее его перевели токарем в мехцех, где он трудится по сей день, хотя уже пять лет как на пенсии. Внук Алексей Борисович на завод пришёл в 1994 году. Он служил в Чечне, вернулся на завод и вот уже 13 лет верен родному предприятию, добросовестно работает с отцом на токарных станках. Надеюсь, мы ещё не раз услышим об этой рабочей династии.
В конце 20-го века в городе начались работы по газификации частного сектора, котельных и предприятий. Перевод нескольких крупных котельных и нескольких тысяч квартир на голубое топливо заметно снизил потребности в твёрдом топливе и улучшил экологию нашего города. Эти работы продолжаются и сегодня.
Большое внимание уделяется ремонту и реконструкции дорог. Строители «Алтайавтодора» в последние годы преобразили значительную часть федеральной автотрассы М-52 Новосибирск – Барнаул – Бийск. Особенно большие изменения произошли в пригороде Новоалтайска – в районе МК-43, КРЗ, Белоярска и т.д. Реконструированы многие виадуки и мосты через реки.
Заметны изменения и в социально-культурной сфере. В новое помещение по ул. XXII п/съезда, 9 переехал городской краеведческий музей, ставший сегодня одним из лучших в крае. Сменили «прописку», с лучшими условиями для работы, детская и городская библиотеки. Строятся новые красивые дома. Обрели «второе дыхание» и улучшают свою работу многие предприятия города.
|