Панель HTML кодов
Когда наступают летние каникулы, одни из Вас уезжают в пионерские лагеря, другие — в деревню или на дачу, третьи остаются дома. Чтобы каникулы прошли весело, советуем изготовить предлагаемые конструкции — они позволят проверить Ваше умение владеть рабочим инструментом и посоревноваться в силе, выносливости, сноровке.
Он предназначен для катания по ровной местности или спуска с небольших горок. Правда, грунт под колёсами самоката должен быть плотный. Ещё лучше выбирать для катания асфальтированную и безлюдную дорожку.
Наверное, подобные самокаты Вы уже встречали. Стоя на небольшой доске с роликами внизу, спортсмены движениями ног и наклонами корпуса заставляют самокат катиться зигзагами, сравнительно быстро набирая скорость.
Устройство нашего самоката показано на рисунке 1. Основание его — толстая (15—18 мм) доска 4 со скругленным концом, которую можно составить из трёх отдельных отрезков меньшей ширины. Сверху доску прикрывают листом фанеры 3 толщиной примерно 5 мм и такой же формы — на неё и встаёт катающийся.
Снизу к основанию, ближе к закругленному носу, прикрепляют резиновый ролик 7, способный поворачиваться относительно крепежного фланца 5. Конструкция ролика может быть и другой по сравнению с показанной на рисунке. Главное, чтобы он был рассчитан на значительную нагрузку (до 30—35 кг) и свободно поворачивался под ней относительно фланца. Для этих целей можно приспособить, скажем, колёсики от роликовых коньков.
Угол поворота ролика следует ограничить, иначе самокат будет плохо управляться, особенно во время спуска с горки. Поэтому на кронштейн ролика надевают металлический лоток 6 и закрепляют его с помощью отгибов в передней части. Форма лотка зависит от конструкции кронштейна. В отгибах задней части лотка просверлены отверстия, через которые пропускают винт 18. На винт надевают резиновую ленту 8 и прикрепляют её к основанию гвоздём или шурупом 10. В месте крепления на ленту устанавливают металлическую накладку 9.
Если теперь немного повернуть ролик в сторону, лента натянется. После отпускания ролика под действием пружинящей силы ленты он возвратится в первоначальное положение. Такое крепление ролика не позволит во время движения поворачиваться ему на слишком большой угол, и самокат будет более устойчив.
К задней части основания прикрепляют ролики 13, скрепленные осью 14, пропущенной через П-образный кронштейн 12. Между роликами и кронштейном нужно проложить шайбы, чтобы обеспечить зазор 2—3 мм. Кронштейн вставляют в лоток 11, а его, в свою очередь, прикрепляют шурупами к основанию. Закрепляют кронштейн винтом 2 и гайкой 16. Под шляпку винта и под гайку подкладывают шайбы 1 и 15.
А как быть, если нужно затормозить самокат? Для этого к задней части основания прикрепляют тормозное устройство, составленное из двух планок 17, вырезанных из толстой и прочной доски или фанеры. Стоит во время движения наклониться немного назад — и задняя часть основания коснётся тормозной планкой земли.
Достаточно немного усовершенствовать самокат — и на нём можно спускаться с горок, сидя на основании. Такая конструкция самоката показана на рисунке 2. Основание, передний и задние ролики остаются прежними. Тормозное устройство теперь состоит из одной планки 31.
Первое дополнение в новой конструкции — сиденье. Оно состоит из фанерного основания 22, спинки 20 и упоров 19 (отрезки толстой доски). Крепят сиденье к основанию самоката винтами 21 и гайками 30 (между гайками и основанием прокладывают шайбы 29). Желательно взять винты с потайной головкой, а также наклеить на сиденье прокладку из кожзаменителя или другого прочного материала. Сиденье устанавливают с наклоном, для чего между ним и основанием самоката прокладывают спереди толстую планку 27, а сзади — тонкую 28.
В носовой части самоката располагают поперечину 24 из доски толщиной около 15 мм и длиной 600 мм. Крепят её к основанию винтами 23, проложив между поперечиной и основанием планку 25.
К поперечине прикрепляют под одинаковым углом к основанию два ролика. Как и в предыдущем самокате, для крепления роликов используют лотки 26.
Во время спуска с горки ноги ставят на поперечину. Чтобы повернуть направо или налево, достаточно слегка наклониться в соответствующую сторону, чтобы тот или иной ролик поперечины коснулся земли. Откинувшись на спинку и опустив заднюю часть основания, тормозят движение самоката.
Собираясь покататься на этом самокате, не забудьте о перчатках, иначе можете натереть руки.
Так называют безмоторную тележку на колёсах, на которой можно спускаться с горки, управляя движением с помощью руля и простого тормозного устройства. Спуски с горок на самодельных мини-карах — увлекательное соревнование, устраиваемое у нас в стране и за рубежом. Вот и «Мастерок» предлагает Вам изготовить с друзьями несколько таких конструкций и провести состязания. Как и в настоящих соревнованиях, предварительно нужно изучить основные правила дорожного движения, правила обгона и остановки, а потом уже сесть за руль мини-кара и двинуться в путь.
Устройство сравнительно простого мини-кара показано на рисунке 3. Для его изготовления понадобятся доски толщиной 20—25 мм, фанера толщиной 6—7 мм, две металлических трубы диаметром 9—10 мм и длиной 910 мм (можно такой же стальной пруток), четыре колеса, отрезок органического стекла, некоторые другие материалы и крепёжные детали.
Работу начните с изготовления несущей части конструкции — днища 9. В носовой части днища на расстоянии 280 мм от торца по осевой линии просверлите отверстие и пропустите через него длинный болт 8 диаметром 8—10 мм. Снизу на болт наденьте шайбу 12, вставьте болт в отверстие перекладины 10, а затем наденьте шайбу 13 и наверните гайку 14 так, чтобы перекладина с возможно малым трением поворачивалась вокруг болта. После этого, придерживая болт и гайку, наверните на болт контргайку 15 и плотно прижмите её к гайке.
К поворотной перекладине 10 прикрепите с помощью металлических петель 16 и шурупов (или болтов) трубу 18 с толстыми шайбами 17 (либо несколькими шайбами или металлическими втулками). Выступающие концы трубы должны быть одинаковых размеров. На них надевают подходящие резиновые колёса (подойдут, например, колёса от детского самоката). Диаметр отверстий в дисках колёс должен быть немного больше диаметра трубы. Чтобы колёса не соскакивали, на концах трубы сверлят сквозные отверстия и вставляют в них металлические шплинты 19. Между шплинтами и колёсами на трубу надевают шайбы.
Ещё одну перекладину, аналогичную поворотной, прикрепляют винтами к задней части шасси и так же крепят к ней трубу и колёса. Получится шасси автомобиля мини-кара. Можно даже сесть на него и немного прокатиться, поставив ноги на поворотную перекладину и изменяя с её помощью направление движения.
Далее изготавливают «радиатор» автомобиля мини-кара. По осевой линии в носовой части днища устанавливают стойку 7. Её крепят с помощью уголков 21, а также шурупами, ввинчиваемыми в стойку через отверстия снизу днища.
Сверху к стойке крепят горизонтальную перекладину 25 и прибивают к ней планку 26. По бокам от стойки устанавливают «крылья» 6, согнутые из тонкой фанеры. Их крепят к перекладине 24 и днищу. Со стороны днища концы крыльев прикрывают планкой 11 — «бампером».
В задней части днища устанавливают сиденье 4, к которому крепят боковые стенки 1 и спинку 3. К задним торцам боковых стенок прибивают лист фанеры, а к спинке прикрепляют на металлических петлях откидывающуюся планку 2. В итоге за спинкой сиденья образуется небольшой багажник, в котором можно держать мелкие вещи. Как и в предыдущей конструкции, спинку и сиденье желательно покрыть кожзаменителем.
Ещё понадобится тормоз. Он прост по конструкции. Рукоятка 22 из толстого бруска прикреплена с помощью болта-оси 23 к бруску 20, который прибит к днищу. Между рукояткой и днищем натянута резина 24, благодаря которой тормоз во время езды не касается земли. Но стоит потянуть ручку тормоза на себя, как нижняя, скругленная, часть её прижмётся к земле, и начнётся торможение мини-кара.
Последняя деталь конструкции — ветровой козырек 5, который можно вырезать по шаблону из органического стекла, изогнуть и прикрепить к торцам планки 26 и стойке 7. Если органического стекла нужных размеров не окажется, можно вообще обойтись без козырька — ведь скорость мини-кара невысокая.
Во время спуска с горки ноги можно ставить на днище, а направление движения изменять тросом из прочной бечёвки, привязанным к поворотной перекладине. Не исключено, конечно, что ноги будете ставить на перекладину — в этом случае удастся более эффективно маневрировать на трассе движения.
Кататься на мини-каре старайтесь в шлеме и в очках, как мотоциклисты, а на руки надевайте рукавицы. Такие атрибуты совершенно необходимы во время соревнований — для предупреждения травм.
Соревнования лучше всего проводить на асфальтированной трассе длиной примерно 500 м с таким наклоном, чтобы перепад высот составлял около 40 м. Разгоняться можно, только отталкиваясь ногами об асфальт, на дистанции примерно в 200 м. Каждый участник делает два заезда. Среднее время заездов и будет результатом соревнования данного участка. По лучшему результату определяют победителя. Если у двух гонщиков результат равный, для них проводят дополнительный заезд.
|