Настоящая книга написана с целью помочь вам содержать свой велосипед в оптимальном рабочем состоянии. Вы найдете здесь всю информацию, которая может потребоваться вам как владельцу велосипеда — вы узнаете и что именно вам нужно делать, чтобы ваш велосипед работал безотказно, и как устранять возникшие неполадки.
Подход, взятый на вооружение автором этой книги, прост — сначала определить проблему, затем определить причину, и только потом продемонстрировать, как ее следует устранять. Автор все объясняет максимально системно, сначала рассказывает о том, что может быть причиной проблемы, затем говорит об инструменте, который требуется для устранения данной проблемы, а также о том, как воспользоваться обычным инструментом вместо специального, после чего переходит к пошаговым инструкциям собственно устранения самой проблемы. Книга богато иллюстрирована, в ней также есть таблица устранения неисправностей, так что просто бегло взглянув на нее, вы сразу определите, что именно вам нужно.
В книге рассматриваются главным образом современные велосипеды, обычные велосипеды с механизмом переключения передач и специальные горные. Однако на страницах данной книги вы также найдете детальное описание оборудования, используемого и на других моделях, к примеру, на складных велосипедах, родстерах и даже складных переносных велосипедах. Приводятся здесь и полные инструкции по обслуживанию трехскоростных втулок, барабанных и ролико-рычажных тормозов, а также динамо-машин для фар.
Вот так, возможно, выглядит ваш велосипед спереди.
До недавнего времени нередко можно было увидеть вполне качественный велосипед, оборудованный компонентами, выпущенными разными производителями. Тормоза у таких велосипедов были одной фирмы, механизмы переключения передач — другой, втулки — третьей, а втулки для системы — четвертой. Сегодня дело обстоит совершенно не так, теперь большинство составляющих продаются в сборе, группами, или компонентными группами. Благодаря в основном широкомасштабной рекламе и одновременно мощному коммерческому давлению со стороны двух основных производителей компонентов (Shimano и Сampagnolo) стало модным приобретать велосипед с подобранным набором компонентов, велосипед унифицированный. Фирмы-производители вынуждены покупать все компоненты у одной фирмы, а не выбирать у многих то, что им кажется наиболее подходящим для той или иной модели. С потребителями в этом случае, как видим, не советуются.
Такое положение дел — я его называю «унификационная истерия» — вполне устраивает двух основных производителей компонентов, которые действительно научились делать практически все, что касается велосипеда. Однако данное обстоятельство совершенно не устраивает тех производителей, которые специализируются на выпуске одного-единственного компонента. В результате все той же унификационной истерии производители отличных тормозов и великолепных втулок для системы столкнулись с серьезными проблемами, поскольку фирмы, выпускающие велосипеды, которые совсем недавно покупали у них эту продукцию, теперь стремятся к унификации, и либо берут у компании Shimano все, либо ничего. Но даже приобретая детали у одного производителя, им приходится выбирать между многими группами.
Все это заставило небольшие компании, производящие запчасти для велосипедов, разрабатывать и выпускать свои собственные компонентные группы. Так, изготовитель втулок и механизмов переключения передач компания SunТоur совместно с производителем тормозов Dia-Соmре и изготовителем втулок SR выпустила свою компонентную группу с названием SunТоur на каждой составляющей. Аналогично поступают и некоторые европейские производители, они кооперируются и представляют свои компонентные группы Маvic, Simplex, Моdolo, Оfmegа или Sacha, в каждой из которой вы найдете детали от других производителей.
В результате сузился выбор как для производителей, так и для потребителей. Но что еще хуже — крупные фирмы последовательно и старательно лишают велосипедную промышленность ее самых основных благ — взаимозаменяемости узлов. В настоящее время все компоненты проектируются и изготавливаются таким образом, чтобы потребитель не мог полностью заменить одну часть велосипеда другой, выпущенной другим производителем. Иначе говоря, узлы от разных производителей стали невзаимозаменяемыми. Прибавьте к этому ужасающую тенденцию не производить и не хранить на складах мелкие запчасти и детали, что приводит к необходимости едва ли не ежегодно заменять весь узел целиком, и вы поймете — основные производители велосипедов воспитывают в потребителях стремление просто выбросить велосипед. А что еще остается делать с велосипедом, к которому невозможно подобрать нужных узлов?
Человеку, привыкшему к велосипеду, не остается ничего иного, кроме как экспериментировать, пытаться заменять детали и узлы методом проб и ошибок. Сейчас уже невозможно заранее сказать, подойдет ли к той или иной машине тот или иной узел, даже очень похожий на требуемый, и можно ли отремонтировать забарахливший имеющийся. В лучшем случае у потребителя остается одна возможность — либо носить свой велосипед, либо искать более-менее подходящий нужный компонент в мастерской, в противном случае никто не сможет дать гарантию, что новый узел или деталь совместится со старыми.