«Справочник по ремонту велосипедов»
Знайте свой велосипед
Настоящая книга написана с целью помочь вам содержать свой велосипед в оптимальном рабочем состоянии. Вы найдете здесь всю информацию, которая может потребоваться вам как владельцу велосипеда — вы узнаете и что именно вам нужно делать, чтобы ваш велосипед работал безотказно, и как устранять возникшие неполадки.
Подход, взятый на вооружение автором этой книги, прост — сначала определить проблему, затем определить причину, и только потом продемонстрировать, как ее следует устранять. Автор все объясняет максимально системно, сначала рассказывает о том, что может быть причиной проблемы, затем говорит об инструменте, который требуется для устранения данной проблемы, а также о том, как воспользоваться обычным инструментом вместо специального, после чего переходит к пошаговым инструкциям собственно устранения самой проблемы. Книга богато иллюстрирована, в ней также есть таблица устранения неисправностей, так что просто бегло взглянув на нее, вы сразу определите, что именно вам нужно.
В книге рассматриваются главным образом современные велосипеды, обычные велосипеды с механизмом переключения передач и специальные горные. Однако на страницах данной книги вы также найдете детальное описание оборудования, используемого и на других моделях, к примеру, на складных велосипедах, родстерах и даже складных переносных велосипедах. Приводятся здесь и полные инструкции по обслуживанию трехскоростных втулок, барабанных и ролико-рычажных тормозов, а также динамо-машин для фар.
Вот так, возможно, выглядит ваш велосипед спереди.
Слева: дорожный велосипед. Справа:горный велосипед
°°°
Краткое описание функциональных узлов
В этой части автор вкратце расскажет о различных функциональных узлах, составляющих любой велосипед. Будем считать, что ниже приводится описание велосипеда и его компонентов.
Обычный приводной механизм современного велосипеда с механизмом переключения передач.
Колёса
Колеса, — их автор рассматривает в главах 4 и 5 — имеют эластичные камеры и отдельные гибкие покрышки, за исключением тех, какими оборудуются настоящие гоночные велосипеды — на них ставятся трубчатые шины. Шина одевается на алюминиевый обод, который удерживается на втулке при помощи спиц. Загнутым концом спица крепится к втулке, а вторым вкручивается в небольшие трубки в ободе. Втулка колеса фиксируется на раме или вилке гайками, которые наворачиваются на ее ось, либо с помощью быстросъемного механизма.
Трансмиссия
Трансмиссия состоит из частей, благодаря которым движущая сила велосипедиста, иначе — крутящий момент, передается на заднее колесо. Как описано в главе 6, трансмиссия состоит из втулки с шатунами и педалями, цепных колес и блока механизма свободного хода, установленного на втулке заднего колеса.
В настоящее время под системой передачи обычно подразумевается механизм переключения передач, хотя и втулочная передача также еще используется. Система механизма переключения передач состоит из переднего и заднего механизма переключения передач, которые перемещают цепь с одной комбинации цепного колеса и звездочки на другую, механизма управления переключения передач (манетки), установленного либо на руле, либо на нижней трубке рамы (в зависимости от типа велосипеда) и гибких тросов, соединяющих манетки с механизмом переключения передач. За последние годы втулочное переключение скоростей сильно усовершенствовалось, поэтому можно ожидать, что в ближайшее время оно появится на велосипедах, предназначенных для езды по городу. Уход и ремонт за системами переключения передач детально описаны в главах 7 и 8.
Тормоза
Тормоза также обычно управляются посредством гибких тросов, связывающих установленные на руле рычаги с собственной тормозной системой. Нажатием на рычаг велосипедист приводит в движение две тормозные колодки, которые, прижимаясь к боковым частям обода, останавливают вращение колеса. Существуют также и специальные тормоза, которые монтируются внутрь втулки колеса. Обслуживание и ремонт тормозов, внешних и установленных внутри втулки, автор рассматривает в главах 9 и 10 соответственно.
Система рулевого управления
Система управления, которая детально описывается в главе 11, включает в себя части, позволяющие уравновешивать велосипед и управлять им. Сюда входят передняя вилка, руль, вынос руля и подшипники рулевой колонки. Эта группа позволяет системе управления поворачивать с помощью руля переднее колесо относительно остальной части велосипеда.
Рама
Детально рама рассматривается в главе 12. Это основная часть велосипеда, его хребет, на который устанавливаются другие его компоненты. Рама состоит из нескольких трубок, соединенных между собой сваркой или пайкой. Основная рама включает в себя переднюю трубку, верхнюю, нижнюю и седельную трубки), а также несколько пар небольших трубок, составляющих задний треугольник (верхняя и нижняя задняя вилка). Кроме того, в раму входит каретка, расположенная в точке, где нижняя и седельные трубки соединяются с нижней задней вилкой, а также выступы, на которых крепится задняя ось. К счастью, ремонта рама практически не требует, ну разве что только когда одна из трубок сильно погнется или треснет. Правда, в этом случае рекомендуется покупать новый велосипед.
Седло
Седло устанавливается в подседельную трубку, которая в свою очередь вставляется и крепится зажимом в седельную трубку. Высота и угол наклона седла регулируются зажимными устройствами, которые удерживают седло в подседельном штыре, а его самого — в трубке рамы. Этот узел мы детально рассмотрим в в главе 13.
Дополнительные принадлежности
Этими компонентами оборудуются все велосипеды. Уход и/или установка регулятора положения седла, светового оборудования, багажника (и плоского, и в виде сумок), крыльев (грязезащитных устройств) и других небольших деталей мы рассмотрим в главе 14.
Городские велосипеды, подобные этому, были разработаны в Европе, а сейчас пробиваются на американский рынок. Фактически это те же горные велосипеды, оборудованные различным набором дополнительных принадлежностей: багажником, защитным кожухом цепи, откидной стойкой для упора велосипеда, крыльями и небольшой велосипедной фарой.
°°°
<—— Назад ♦♦♦♦♦ Вперёд ——>
|