«ФОНАРЬ МАЛЕНЬКОГО ЮНГИ»
(НАВРАТИЛ Ян)
Часть II. ВОЛКИ
8
Мать разложила на столе Марекову одежонку. Уже второй год она покупала ему разные вещи по всему дунайскому побережью. И вот сейчас мать разглядывала их и пересчитывала, прикидывая, что еще нужно купить к школе, чтобы сын ни в чем не испытывал нужды.
— Что, хозяйка, опять вы его собираете? — спросил Гажо. Он уже несколько раз заставал мать за этим занятием. — Ведь он все это добро даже изодрать не успеет. Вы что же думаете, парень расти не будет? Еще как вырастет! Правда, Марек?
— Изодрать-то он успеет, — сказала мать. — Зато не будет ходить в школу все время в одном и том же. Да и бабушке не захочется каждый день на него стирать. Уж лучше пусть будет что-то лишнее, чем чего-то не хватит. У меня никогда не было столько одежды. А у него пусть будет! Пусть все будет! Даже если нам голодать придется! В Венгрии купим портфель. В прошлом году в Будапеште я видела такие красивые, надо было сразу же купить, все одной заботой меньше. Обувь, я думаю, самая лучшая у нас. Вот только как он учиться будет?!
— Подумаешь, ученье! — утешал Гажо мать. — Об этом меньше всего тревожьтесь! Ведь он уже все знает. Так ведь, Марек? Как начнешь про Дунай рассказывать, все рты так и разинут. Даже учитель не повидал столько, сколько ты. Когда я был мальчишкой, я и по-словацки как следует говорить не умел. У меня ведь мама — чешская немка. Теперь вот, после смерти отца, она снова вернулась в Чехию. Главное, Марек, ничего не бойся.
— Он ведь и рос-то без детей, не привык к ним, — снова загоревала мать.
— Ничего, привыкнет. Главное, чтобы он никому не давал себя в обиду. Слышишь, Марек, никому спуска не давай! Кто тебе раз двинет, ты тому — два! Пойдем по-боксируем! — ткнул он мальчика кулаком в грудь. — А теперь ты меня! Да как следует! Как следует, тебе говорят! Не как комар ножкой, а вот так, вот так! Ну вот, глядишь, и морду кому начистишь!
— Ботинки пусть лучше чистит! — вмешался отец.
— Вот еще, ботинки! Все нужно уметь! Тебе, Марек, надо всему научиться, чтобы не опозорить дунайских речников. Но главное — побыстрее выучи азбуку! Чтобы нам письма писать. Каждый день по письму.
— А кто нам эти письма доставит? — Глаза матери наполнились слезами. — Кто найдет нас, песчинок малых, в этом мире?
— А чего нас искать? — не сдавался Гажо. — Мы и сами поищем. Вы, хозяйка, только и знаете, что горевать. Напишешь, Марек, нам письмо и сбрасывай его с моста в Ваг. Ваг унесет его к Дунаю, а мы поймаем сачком, как рыбу. Только не забывай на каждом письме написать номер нашей баржи: 6714. А мы уж будем знать, что это нам. Речник должен уметь сам со всем управляться. Не робей, Марек, пиши! Я день и ночь буду на палубе караулить, не плывет ли твое письмо. Сколько времени еще до школы?
— Неполных две недели, — сказала мать, которая не в пример будущему школьнику высчитала все дни, оставшиеся до первого сентября. — Уж как я надеялась, что мы все дома останемся! Ведь теперь и для отца нашлась бы работа. Сколько мужчин на фронт взяли!
— А уйди он с баржи, и его заберут в армию. Только Дунайское пароходство освободило своих работников от военной службы. Да еще железная дорога. Считается, что речники и железнодорожники воюют без оружия.
— Да знаю я это, знаю, — сказала мать. — Поди сюда, Марек, примерим рубашку. Мне кажется, она великовата. Так и есть, велика. Ничего, сгодится на будущий год.
|